Для слабовидящих

GTranslate

rubeen

                               Как говорить с детьми на тему суицида?

          Для детей 6-7 лет и до подросткового возраста лет есть два правила для подобных разговоров. Первое — не говорить больше, чем тебя спросили, и, соответственно, если тебя не спрашивают, не поднимать эти вопросы. Если родитель хочет уберечь ребенка от суицида, то нужно прежде всего разобраться с собой, с тем, почему эта идея его беспокоит. Задача родителя — не нагружать детей своей тревогой, а отвечать на их запросы: принудительное ввинчивание информации может вызвать сопротивление и страх. Второе правило — всегда преподносить информацию по возрасту. Дети видят симптомы ментальных расстройств, и нужно дать им понятные для них бытовые объяснения того, что случилось. Можно рассказать, что взрослый грустит, потому что лишился чего-то важного или, в случае с тревогой, сказать, что человек испытывает сильный страх. Это может звучать так: «Помнишь, ты испугался? И у твоего брата такие приступы страха бывают, когда он заходит в метро». Также важно объяснить, что в таких ситуациях можно получить помощь. Так мы даем ребенку понять, что он может запрашивать эту помощь, если она ему понадобится.

          С подростками все сложнее. У них есть запрос на более взрослое отношение к себе, но при этом не всегда хватает ресурса, чтобы его выдержать: подросток не сможет разговаривать на равных, например, с 30-летним человеком, который в силу возраста более устойчив к миру и сложным вещам, происходящим в нем.

        Это должен быть диалог, а не лекция, их подросткам бывает достаточно и в школе. Лучше всего подходят прямые ответы без увиливаний. Можно сначала выяснить, что подросток знает про суицид, как относится к этой теме и что про них думают в его окружении. Если его друзья романтизируют суицид или психические расстройства, то родителю нужно объяснить, что попытки суицида совершают люди, которым нужна помощь. Если подросток не готов воспринимать эту информацию, то нужно дать ему время и вернуться к разговору, когда он сам придет с вопросами.

        Также можно начать с собственного рассказа: объяснить свое отношение к тем же психическим расстройствам, рассказать о личном опыте, если вы сталкивались, например, с тревогой или с паническими атаками, как это ощущалось. Если подросток сам обращается с таким вопросом, то, скорее всего, тема его беспокоит, и задача взрослых — предоставить адекватную информацию, которая успокоит. Если мы обсуждаем суицид, то не нужно заменять это слово, потому что табу на употребление слова создает табу и на саму тему.

Психолог кабинета психологической помощи психонаркологического диспансера Юдина Валентина Владимировна