Для слабовидящих

GTranslate

rubeen

Профилактика близорукости

Особенности школьной близорукости

Распространенность близорукости среди учащихся современных общеобразовательных учреждений высокая и находится в пределах 25-30%. Однако в самых первых данных литературы конца XIX столетия Ф.Ф.Эрисман (1880) определил 30% детей с миопией среди гимназистов, Среди девочек близорукость встречается чаще (30-32%), чем среди мальчиков (22-26%) по причине большей старательности, активности, лучшей успеваемости,.

В течение десяти лет обучения в общеобразовательном учреждении происходит постепенное увеличение распространенности близорукости с 4,1-8,6% в первых классах до 46-52% в одиннадцатых.

Ежегодный прирост количества детей с близорукостью составляет в среднем 5%. В основном это учащиеся младших и средних классов, реже – старшеклассники. С увеличением школьного стажа прогрессирование близорукости замедляется. Периодами наибольшего прогрессирования близорукости оказались первый и третий годы обучения в школе. Поэтому в комплексе массовых профилактических мероприятий особое внимание следует уделять учащимся младших и средних классов, а также дошкольникам.

Неблагоприятные соматические факторы также влияют на развитие и прогрессирование близорукости. Среди детей с близорукостью часто встречаются заболевания желудочно-кишечного тракта и вегето-сосудистая дистония. У детей с впервые диагностированной близорукостью чаще отмечается наличие гидроцефального синдрома, бронхо-легочных заболеваний и патологии желудочно-кишечного тракта.

Физическое развитие детей влияет на темпы прогрессирования близорукости. Интенсивность прогрессирования близорукости замедляется преимущественно по мере взросления детей.

Наибольшего внимания заслуживают дети с высокими показателями прогрессирования близорукости, имеющей крайне высокие и крайне низкие значения годового увеличения длины тела. Ускоренный рост детей может вызывать функциональный белковый, витаминный дефицит, способствуя прогрессированию близорукости. В группе детей с низким ростом какие-то общие причины могут способствовать и задержке роста, и прогрессированию близорукости. Этим детям в качестве первоочередного профилактического мероприятия показана консультация педиатра, диагностика и коррекция возможных функциональных обменных нарушений.

Таким образом, целенаправленная коррекция ведущих неблагоприятных факторов возникновения и прогрессирования школьной близорукости осуществляется силами разных специалистов: педагогов, педиатра, психолога, невропатолога, офтальмолога, родителей, что в наибольшей мере отвечает принципу целостности человеческого организма.

Для профилактики нарушений зрения важно создать условия школьнику для занятий. Должно быть отведено место у окна. В пасмурную погоду и в вечернее время следует пользоваться достаточным искусственным освещением – лампой 60 или 100 вт с непрозрачным абажуром, защищающим глаза от прямого попадания света. Свет должен быть мягким (матовая лампочка), не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Во время письма, рисования, черчения источник света должен располагаться спереди и слева, а при чтении может быть и справа.

Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30-35 см. Оно примерно равно длине руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и дает возможность сидеть не наклоняясь.

Чрезмерное приближение глаз к книге у школьников может быть обусловлено утомлением мышц шеи и спины, к этому приводит неправильная посадка за партой или столом.

Не рекомендуется читать и играть лежа и особенно на боку, а также в транспорте. Лежа, не достигается правильная освещенность, при лежании на боку глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, и это приводит к зрительной утомляемости и головной боли. Чтение во время езды вредно в связи с вибрацией транспорта и возникающим зрительным дискомфортом.

Один из частых компонентов режима школьников – просмотры телевизионных передач и пользование гаджетами– создают дополнительную нагрузку на нервную систему и глаза. Детям рекомендуется смотреть только специальные детские телевизионные программы, при этом находиться от экрана на расстоянии не менее 2,5 м. Комната в это время должна быть освещена. Продолжительность просмотра телепередачи для детей младшего возраста – 1 час, среднего – 1,5 часа, старшеклассников – 2 часа. Использование компьютера стоит ограничить 30 минутами.

Очень полезны занятия физической культурой и спортом, ежедневная утренняя зарядка, это укрепляет организм детей, уменьшает возможность развития близорукости.