2 апреля был объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. 2 апреля по всему миру зажигаются синие огни. Синим светом подсвечиваются здания, памятники, мосты и другие постройки в разных городах. Много семей вечером по всему миру погасят свет и зажгут синие фонари у себя дома.
Почему же именно синий? С чем связан выбор этого цвета? Дело в том, что, по статистике, аутизм встречается у мальчиков почти в 5 раз чаще, чем у девочек. За последние годы акция «Зажги синим!» (Light It Up Blue) приобрела широчайшую популярность.
Так же символом информированности о проблеме аутизма является ленточка с изображением пазла. Узор на ленточке символизирует сложность заболевания, разные цвета и формы – то, как много совершенно разных людей живёт с этим заболеванием.
Аутизм – это врожденное заболевание, при котором у ребенка возникают трудности в общении с другими людьми, неспособность выразить свои эмоции и понять эмоции других людей, а также отмечаются затруднения в разговорной речи и может быть снижение интеллекта.
На сегодняшний день не существует единой причины возникновения аутизма. На развитие заболевания влияет комплекс различных факторов не связанных между собой. Многие исследования говорят об изменениях в развитии мозга, происходящих по причине генетических изменений и факторов окружающей среды. Другие уверены, что всему виной нарушения обмена веществ, вирус или инфекционные заболевания.
У большинства детей первые симптомы аутизма появляются еще на первом году жизни.
Если ребенок до трех лет
- не смотрит в глаза родителям или на их лицо;
- редко улыбается;
- не привязан к матери: не плачет, когда она уходит, не улыбается при виде мамы, не тянется к ней на руки;
- отмечается задержка развития речи: не гулит к 12 месяцам, не говорит простых слов к 16 месяцам, не произносит простых фраз к 24 месяцам;
- может быть агрессивен по отношению к другим детям, не играет с ними, не стремится к общению;
- играет только с одной игрушкой (чаще неигрового характера) и не проявляет интереса к другим игрушкам;
- может неадекватно реагировать, сильно пугаться на незначительные раздражители (например, негромкий шум или свет) – то возможно у Вашего ребенка аутизм.
У детей с аутизмом старше 3 лет сохраняются те же симптомы аутизма, которые были до 3 лет (ребенок не откликается на свое имя, не смотрит в глаза, предпочитает играть в одиночестве, не проявляет интереса к другим детям и прочее). Кроме этих симптомов могут появляться другие признаки аутизма:
- К 3-4 годам ребенок знает всего несколько слов, либо вообще не разговаривает;
- Ребенок может все время повторять одно и то же слово или звук;
- Ребенок не стремится к общению, не начинает разговор сам и не поддерживает беседу;
- Вы можете заметить, что ребенок придерживается определенных стереотипных действий (повторяет одни и те же действия), а смена привычной обстановки вызывает у него беспокойство;
- Большинство детей с аутизмом с трудом приобретают навыки, а достигая школьного возраста, с большой задержкой учатся читать и писать.
Раннее выявление аутизма и вовремя начатая коррекционная работа с ребенком, страдающим аутизмом, позволит значительно ослабить симптомы заболевания и улучшить взаимодействие с другими людьми.
Если вы заметили, что у вашего ребенка отмечаются вышеперечисленные симптомы, Вам следует обратиться за помощью к врачу. Лечение аутизма у детей – это долгий, трудный, сложный процесс, истощающий и психологически, и физически. Родители таких детей должны приготовиться к тому, что борьба с болезнью будет долгой и необязательно успешной.
Лекарственные препараты при лечении детского аутизма бесполезны. Однако они могут купировать сопутствующую симптоматику. Социальная адаптация и психиатрия – главные способы лечения аутизма.
Правила, которые необходимо выполнять при лечении ребенка, больного аутизмом:
- Лечение ребенка должно происходить не только в лечебном учреждении, но и дома, в детском саду, на улице. Родителям придется не только водить ребенка к психологу, но и самим посещать его, так как заниматься с ребенком-аутистом – задача не из легких и сильно сказывается на психике самих родителей.
- Нужно выбрать опытного и высококвалифицированного психиатра, который сможет заниматься ребенком длительное время, так частая смена врачей приводит к ухудшению состояния ребенка.
- В лечении ребенка-аутиста главным является повторение. Каждый день нужно повторять одни и те же навыки, чтобы ребенок смог научиться их делать. Даже после того, как ребенок запомнит что-то, нужно будет периодически к этому возвращаться.
- Родителям нужно отдыхать от лечения ребенка, так как это очень тяжело психологически – очень много заниматься с ребенком и не всегда видеть улучшения. Поэтому хотя бы раз в год родители должны уезжать на отдых.
- У ребенка должен быть точный распорядок дня.
- Родители ребенка должны познакомиться с родителями других детей-аутистов. Общение с ними поможет легче относиться к заболеванию своего ребенка. Существуют группы, в которых такие родители делятся опытом, радуются успехам детей.
- Нужно научиться владеть вниманием ребенка, для чего требуется по несколько раз обращаться к нему по имени и никогда не повышать на него голос.
- Нельзя изменять обстановку, к которой привык ребенок.
Прогноз заболевания в каждом отдельном случае различный. Нельзя надеяться на то, что через неделю или максимум месяц ребенок станет нормальным. Лечение детей, страдающих аутизмом, продолжается всю жизнь. Многие дети с синдромом аутизма идут на контакт уже через два-три месяца. Однако у некоторых положительной динамики может не наблюдаться годами.
Дорогие родители, обязательно обращайтесь к врачам- психиатрам! Вовремя обратившись, Вы даете возможность на ранних этапах оказать вашему ребенку квалифицированную лечебную и коррекционную помощь, что в будущем позволит значительно улучшить прогноз заболевания.
Заведующий психонаркологическим диспансером П.М. Букатов