Для слабовидящих

GTranslate

rubeen

ДЕТИ.профилактика вирусов

О профилактике вирусных инфекций у детей и подростков

      Максимум дет­ской заболеваемости приходится на возраст от 6 месяцев до 6 лет, больше всего дети болеют острыми респира­торно-вирусными  инфекциями (ОРВИ), 90% кото­рых имеют вирусную природу.  В дошкольных учреждениях  города при анализе состояния заболеваемости за 9 месяцев ОРВИ составляют  75%  от всех заболеваний.

По мере взросления детей ослабевает иммунитет, который дети получили от матери, формируется собственный иммунитет, который появляется , когда ребенок переболевает «простудными инфекциями».  То есть такими болезнями ре­бенок болеть просто обязан. За­дачей родителей является не максимально быстрое выздоровление ребенка, а  формирование эффективно рабо­тающей иммунной системы, кото­рая будет  охранять его в дальнейшем. К сожалению, родители  стремятся бы­стрей "вылечить" простуженного ребенка. И первое средство для та­кого "лечения" — антибиотики.

Бесконтрольное применение антибиотиков вызывает  тревогу ученых во всем мире. Такое лечение вызывает накопления на планете устойчивых к антибиотикам форм микроорганизмов.

 Антибиотикотерапия при вирусных ОРВИ не требуется, т.к. антибиотики на вирусы не действуют.

ОРВИ имеет свои этапы развития. Бак­терии в этих случаях представлены условно-па­тогенной флорой(в обычных условиях не вызывающей заболевания), в избытке присут­ствующей на слизистых дыхатель­ных путей. Назначение ее состоит в наиболее полном уда­лении разрушенных клеток и про­дуктов воспаления. Появление гнойных выделе­ний из носа на определенном этапе развития острого насморка при  ОРВИ не есть признак гнойного процесса, требующего антибиотикотерапии.

Группа австралийских исследо­вателей показала, что развитие осложнений в нижних отделах дыхательных путей у пациентов с ОРВИ слабо зави­сит и от возбудителя заболевания, и от способа его лечения. Первосте­пенную роль здесь играет индиви­дуальная реакция организма.

Мнимое облегчение состояния больных, если применяются антибиотики при вирусных инфекциях, объясняется следующим образом:  анти­биотики угнетают иммунитет. При­чем угнетают путем пере­стройки самих механизмов этих ре­акций. Наши слизистые оболочки верхних дыхательных путей являются первым барьером на пути инфекций. Местный иммунитет верхних дыхательных путей обеспечивается определенными белковыми соединениями(секреторными иммуноглобулинами А). Они активны только в том случае, если им помогает вещество, производящееся в кишечнике при помощи кишечных бактерий. Кишечная же флора при применении антибиотиков уничтожается.

Второй элемент за­щиты, который страдает  — это уничтожение бактерий-сапрофитов(питаются органическими веществами отмерших организмов или выделениями живых организмов), которые располагаются на поверхности эпителия верхних дыхательных путей и занимают  наиболее уязвимые участки. Они  играют роль своеобразной пробки, препят­ствующей "приклеиванию" патоген­ной флоры. Антибиотики, особенно когда отсутствует их главный потре­битель — интенсивно размножаю­щийся в организме человека, ми­кроб, — бьют как раз по этим самым сапрофитам-пробкам. В результате слизистая оболочка верхних дыха­тельных путей становится безза­щитной.

Без нормальной кишечной флоры нет эффективной защиты слизистых оболочек. Именно этим объясняют­ся столь часто наблюдаемые гаймо­риты на фоне или сразу после лече­ния пневмонии.

Практика показывает, что  дети  с обострениями аллергических реакций,  хронических воспалительных заболеваний дыхательных путей, возникновением гипертрофии минда­лин, в  большинстве случаев за нес­колько месяцев до обострения или возникновения какой-либо из этих болезней актив­но лечили простуду антибиотиками.  

Вышесказанное не исклю­чает необходимости антибиотико­терапии в тех случаях, когда в этом есть необходимость. И это есть компетенция врача. Самолечение приводит к серьезным последствиям.

Как улучшить состояние здоровья ребенка, чтобы он был здоровым, веселым и работоспособным. Каждому родителю хочется, чтобы это было так. Но все ли готовы проводить простые, но действенные, требующих определенных затрат времени  и энергии, мероприятия?   

Все очень просто: 

начнем с элементарного  закаливания- не призываю вас обливать детей холодной водой или спать с открытым окном зимой (как А. Суворов), хотя это может иметь место при определенных обстоятельствах.  Но не спешить одевать тапочки, разрешите побегать ребенку босиком, просто в майке, а не в двух кофтах. И умывать можно не только ладошки, а и предплечья,  и шею.  Детям это интересно, а иммунной системе в радость. Как и любое проявление физиологических функций,  иммунитет требует тренировки. А как вы его потренируете, если летом дети приходят в детский сад в шапках, а сейчас в зимних одеждах. И мама скажет воспитателю: колготки в группе ни в коем случае не снимать. И ребенок это запоминает, это же мама сказала. А в группе между прочим +24- +25ºС И от сквозняков в обычной жизни вы не убережетесь, так может лучше потренироваться? Кстати, дети не такие уж и хрупкие создания. К сожалению,  младенцев находят и в корзинах, и в пакетах,  и большинство из них выживает.

Поэтому одежда соответственно температуре- это тоже вид тренировки иммунной системы.

Следующий вид тренировки - это прогулки. Дошкольнику гулять нужно не менее 4 часов, часть времени это делают за вас  дошкольные учреждения. Взрослым и школьникам нужно погулять хотя бы 2-3 часа. Чем больше, тем лучше будут работоспособность, сон и аппетит.

Рациональное питание-это не обсуждается даже в самый тяжелый период жизни. Хорошее питание-это не копченые колбаса и мясо, содержащие в своем составе вещества, вредно влияющие на нашу жизнь.

Рациональное питание- это много овощей, содержащих витамины, микроэлементы, клетчатку, старые добрые крупы,  белки(молоко, творог, кефир, рыба, яйца, фасоль). Овощи и кисломолочные продукты влияют на состояние кишечной флоры, которой у взрослого человека имеется около1 кг. А в кишечнике «лежит» наш иммунитет, от его функции зависит проявление аллергических и хронических дыхательных заболеваний. Есть или не есть хлеб? Грубого помола, ржаной однозначно ДА , там витамины группы В.

Нельзя прожить без жиров, они входят в состав клеточных оболочек, участвуют в обменных процессах, без них не усвоятся жирорастворимые витамины. Обязателен водный режим. Иногда стакан чистой воды, а не чашка кофе, восстановит работоспособность мозга.   Многие дети абсолютно инстинктивно не хотят есть сосиски, просят попить водички  и не любят кутаться. Но мы с такой последовательностью и настойчивостью боремся с этими природными защитными механизмами, что побеждаем почти всегда.  

Физкультура- это не только выработка силы, быстроты и выносливости, это профилактика ряда заболеваний, в том числе обычно при нарушениях осанки у детей практически всегда есть и нарушения зрения. Профилактируем одно, лечим другое.. По мнению педиатров, введение в наших учреждениях дошкольного образования  инструкторов по физкультуре сыграло свою положительную роль: занятия по физвоспитанию стали более интересными и функциональными, дети – более спортивными и подтянутыми.

Используя простые механизмы защиты  организма, можно обеспечить ребенку основу для дальнейшей счастливой здоровой жизни.

Врач-валеолог   УЗ «Светлогорская ЦРБ    Саморукова Л.А.