О профилактике вирусных инфекций у детей и подростков
Максимум детской заболеваемости приходится на возраст от 6 месяцев до 6 лет, больше всего дети болеют острыми респираторно-вирусными инфекциями (ОРВИ), 90% которых имеют вирусную природу. В дошкольных учреждениях города при анализе состояния заболеваемости за 9 месяцев ОРВИ составляют 75% от всех заболеваний.
По мере взросления детей ослабевает иммунитет, который дети получили от матери, формируется собственный иммунитет, который появляется , когда ребенок переболевает «простудными инфекциями». То есть такими болезнями ребенок болеть просто обязан. Задачей родителей является не максимально быстрое выздоровление ребенка, а формирование эффективно работающей иммунной системы, которая будет охранять его в дальнейшем. К сожалению, родители стремятся быстрей "вылечить" простуженного ребенка. И первое средство для такого "лечения" — антибиотики.
Бесконтрольное применение антибиотиков вызывает тревогу ученых во всем мире. Такое лечение вызывает накопления на планете устойчивых к антибиотикам форм микроорганизмов.
Антибиотикотерапия при вирусных ОРВИ не требуется, т.к. антибиотики на вирусы не действуют.
ОРВИ имеет свои этапы развития. Бактерии в этих случаях представлены условно-патогенной флорой(в обычных условиях не вызывающей заболевания), в избытке присутствующей на слизистых дыхательных путей. Назначение ее состоит в наиболее полном удалении разрушенных клеток и продуктов воспаления. Появление гнойных выделений из носа на определенном этапе развития острого насморка при ОРВИ не есть признак гнойного процесса, требующего антибиотикотерапии.
Группа австралийских исследователей показала, что развитие осложнений в нижних отделах дыхательных путей у пациентов с ОРВИ слабо зависит и от возбудителя заболевания, и от способа его лечения. Первостепенную роль здесь играет индивидуальная реакция организма.
Мнимое облегчение состояния больных, если применяются антибиотики при вирусных инфекциях, объясняется следующим образом: антибиотики угнетают иммунитет. Причем угнетают путем перестройки самих механизмов этих реакций. Наши слизистые оболочки верхних дыхательных путей являются первым барьером на пути инфекций. Местный иммунитет верхних дыхательных путей обеспечивается определенными белковыми соединениями(секреторными иммуноглобулинами А). Они активны только в том случае, если им помогает вещество, производящееся в кишечнике при помощи кишечных бактерий. Кишечная же флора при применении антибиотиков уничтожается.
Второй элемент защиты, который страдает — это уничтожение бактерий-сапрофитов(питаются органическими веществами отмерших организмов или выделениями живых организмов), которые располагаются на поверхности эпителия верхних дыхательных путей и занимают наиболее уязвимые участки. Они играют роль своеобразной пробки, препятствующей "приклеиванию" патогенной флоры. Антибиотики, особенно когда отсутствует их главный потребитель — интенсивно размножающийся в организме человека, микроб, — бьют как раз по этим самым сапрофитам-пробкам. В результате слизистая оболочка верхних дыхательных путей становится беззащитной.
Без нормальной кишечной флоры нет эффективной защиты слизистых оболочек. Именно этим объясняются столь часто наблюдаемые гаймориты на фоне или сразу после лечения пневмонии.
Практика показывает, что дети с обострениями аллергических реакций, хронических воспалительных заболеваний дыхательных путей, возникновением гипертрофии миндалин, в большинстве случаев за несколько месяцев до обострения или возникновения какой-либо из этих болезней активно лечили простуду антибиотиками.
Вышесказанное не исключает необходимости антибиотикотерапии в тех случаях, когда в этом есть необходимость. И это есть компетенция врача. Самолечение приводит к серьезным последствиям.
Как улучшить состояние здоровья ребенка, чтобы он был здоровым, веселым и работоспособным. Каждому родителю хочется, чтобы это было так. Но все ли готовы проводить простые, но действенные, требующих определенных затрат времени и энергии, мероприятия?
Все очень просто:
начнем с элементарного закаливания- не призываю вас обливать детей холодной водой или спать с открытым окном зимой (как А. Суворов), хотя это может иметь место при определенных обстоятельствах. Но не спешить одевать тапочки, разрешите побегать ребенку босиком, просто в майке, а не в двух кофтах. И умывать можно не только ладошки, а и предплечья, и шею. Детям это интересно, а иммунной системе в радость. Как и любое проявление физиологических функций, иммунитет требует тренировки. А как вы его потренируете, если летом дети приходят в детский сад в шапках, а сейчас в зимних одеждах. И мама скажет воспитателю: колготки в группе ни в коем случае не снимать. И ребенок это запоминает, это же мама сказала. А в группе между прочим +24- +25ºС И от сквозняков в обычной жизни вы не убережетесь, так может лучше потренироваться? Кстати, дети не такие уж и хрупкие создания. К сожалению, младенцев находят и в корзинах, и в пакетах, и большинство из них выживает.
Поэтому одежда соответственно температуре- это тоже вид тренировки иммунной системы.
Следующий вид тренировки - это прогулки. Дошкольнику гулять нужно не менее 4 часов, часть времени это делают за вас дошкольные учреждения. Взрослым и школьникам нужно погулять хотя бы 2-3 часа. Чем больше, тем лучше будут работоспособность, сон и аппетит.
Рациональное питание-это не обсуждается даже в самый тяжелый период жизни. Хорошее питание-это не копченые колбаса и мясо, содержащие в своем составе вещества, вредно влияющие на нашу жизнь.
Рациональное питание- это много овощей, содержащих витамины, микроэлементы, клетчатку, старые добрые крупы, белки(молоко, творог, кефир, рыба, яйца, фасоль). Овощи и кисломолочные продукты влияют на состояние кишечной флоры, которой у взрослого человека имеется около1 кг. А в кишечнике «лежит» наш иммунитет, от его функции зависит проявление аллергических и хронических дыхательных заболеваний. Есть или не есть хлеб? Грубого помола, ржаной однозначно ДА , там витамины группы В.
Нельзя прожить без жиров, они входят в состав клеточных оболочек, участвуют в обменных процессах, без них не усвоятся жирорастворимые витамины. Обязателен водный режим. Иногда стакан чистой воды, а не чашка кофе, восстановит работоспособность мозга. Многие дети абсолютно инстинктивно не хотят есть сосиски, просят попить водички и не любят кутаться. Но мы с такой последовательностью и настойчивостью боремся с этими природными защитными механизмами, что побеждаем почти всегда.
Физкультура- это не только выработка силы, быстроты и выносливости, это профилактика ряда заболеваний, в том числе обычно при нарушениях осанки у детей практически всегда есть и нарушения зрения. Профилактируем одно, лечим другое.. По мнению педиатров, введение в наших учреждениях дошкольного образования инструкторов по физкультуре сыграло свою положительную роль: занятия по физвоспитанию стали более интересными и функциональными, дети – более спортивными и подтянутыми.
Используя простые механизмы защиты организма, можно обеспечить ребенку основу для дальнейшей счастливой здоровой жизни.
Врач-валеолог УЗ «Светлогорская ЦРБ Саморукова Л.А.