Для слабовидящих

GTranslate

rubeen

Всемирный день информирования об аутизме

 Ко всемирному дню 2  апреля распространения  информации о проблеме аутизма  аутизма.

Детский аутизм – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально – поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Аутизм характеризуется утратой стремления к общению с другими людьми и погружение в мир личных переживаний. Предполагается, что в наши дни аутизм встречается у каждого 100-го ребёнка, причём в 4 раза с более высокой вероятностью у мальчиков, чем у девочек. Это нарушение развития распространено во всех расовых, этнических и социальных группах. Система оказания помощи детям с аутистическими нарушениями существует более 30 лет и в настоящее время представлена многообразием подходов и методик.

По данным справочника Национального аутистического общества Великобритании насчитывается более 70 разнообразных подходов к обучению, воспитанию и коррекции детей с аутистическими нарушениями.

Практически все существующие методы можно разделить на две группы: основные и вспомогательные.

Основные методы позволяют овладеть навыками общения, бытовыми, учебными, профессиональными, трудовыми и другими практическими навыками, которые необходимы в реальной жизни. Использование одного из таких методов является необходимым условием организации обучения, воспитания  или коррекционной помощи детям с аутистическими нарушениями, но этого не всегда достаточно.

Вспомогательные  методы создают условия для реализации основных.

Цель: обу­чение навыкам социально-бытового поведения че­рез отработку отдельных операций с их последующим объединени­ем.

В основе методики – закрепление правильных действий до автоматизма и пресечение неправильных действий. Основную роль играет мотивация детей и система поощрения их успехов. Желаемое поведение ребенка награждается, что побуждает его действовать в нужном ключе.  

Все сложные навыки, включая речь, игру, умение смотреть в глаза и другие  разбиваются на мелкие блоки – дей­ствия. Каждое действие разучивается с ребенком отдель­но, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый достаточно жестко управляет деятельностью ребенка. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные – строго пресекаются. Ребенок может осваивать одновременно два-три не связанных между собой навыка. Педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения новых навыков.

К вспомогательным методикам относится и терапия с помощью контактного взаимодействия   с животными(иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапия: лошадьми, дельфинами, собаками, котами. Доказано,что тесное взаимодействие с животными снижает частоту вспышек насилия у детей , а также избавляет от головных болей и  бессонницы.

При всем многообразии мето­дик обучения и воспитания таких детей, а также различных терапий по коррекции аутизма невозможно выделить одну максимально эффективную и рекомендовать ее к применению со всеми детьми с данным нарушением развития, поскольку все дети с аутистическими нарушениями индивидуальны и неповторимы, имеют свои проблемные зоны и резервные возможности.

        Нецелесообразно пользоваться только одной-двумя извест­ными методиками, так как каждая из них направлена на развитие конкретных сфер и на решение определенных проблем поведения и отношений детей. Поэтому для решения проблем развития де­тей с аутистическими нарушениями  в комплексе необходимо использовать различные методики (или их элементы) в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка. Но, безусловно, использовать многообразие методик без должной апробации и социокультурной соотнесенности не рекомендуется.

        При выборе той или иной методики коррекционной помощи детям саутистическими нарушениями важно учитывать имеющий­ся международный опыт, но при этом помнить о национальных традициях нашей страны, менталитете белорусского наро­да и существующих в нашей стране социальных и экономических реалиях.

Заведующий психонаркологическим диспансером Букатов П.М.